XX век стал эпохой научно-технического рывка, выведшего человечество на новый уровень жизни. Овладение сверхскоростями, мощнейшим оружием, проникновение внутрь атомного ядра повлияли не только на науку, но и на человеческое мировоззрение, общественное развитие, политику и многое другое.
Уже на начальном этапе этого пути – на рубеже XIX и XX веков в стремлении разрешить «кризис в физике» с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики получили широкую известность философские взгляды Э. Маха. Он оказал значительное влияние на становление и развитие философии неопозитивизма. Философия Маха, как развитие идей классического позитивизма, выдвинутых Огюстом Контом, Гербертом Спенсером, стали второй стадией развития позитивизма, названной эмпириокритицизм. Мах утверждал, что мир есть «комплекс ощущений».
Следующий этап позитивизма – неопозитивизм или логический позитивизм, развивая взгляды Маха, основной проблемой науки считал язык – создающий массу заблуждений. Последователи этой точки зрения ставили перед философией новую задачу – создание идеального языка, не допускающего неопределенностей.
Интенсификация и интернационализация межкультурных взаимодействий привели к необходимости создания синтетических коммуникативных средств, позволяющих формировать социально значимые стандарты и модели поведения, осуществлять тотальный контроль общественного мнения. Появившийся в конце XIX столетия кинематограф призван был осуществить свою главную культурно-историческую миссию по становлению и развитию основ массовой культуры в соответствии с общекультурной тенденцией «массовизации» сознания и мышления.
В 1895 году 35 человек в парижском «Гран-кафе» стали свидетелями рождения нового искусства, заплатив по одному франку за сеанс никому не известного синематографа. Новый вид искусства – дитя века техники и поначалу ничто не предвещало новому изобретению статуса великого. Его создатели относились к нему легкомысленно. Огюст Люмьер думал, что они с братом сконструировали всего лишь забавную игрушку, которая будет в моде не более полугода.
Однако они не могли предположить реальной значимости этого «развлечения». ХХ век показал, каким образом массовый экран способен воздействовать на сознание и психику, формируя личность.
Кинематограф появился тогда, когда на рубеже ХIХ и ХХ веков мир стремительно перестраивался. Массы людей покидали постоянные места жительства и перебирались в крупные города. Новоявленные горожане представляли собой аудиторию - гиганта, которая нуждалась в доступных ей развлечениях. Театры и музеи, концертные залы и библиотеки требовали от «потребителя» определенной подготовки, интеллектуального и душевного напряжения. Это было под силу далеко не всем – ведь многие не владели даже элементарным уровнем грамотности. Поэтому кинематограф, как иллюстративно тривиальный, и стал самым массовым из искусств, что обеспечило ему жизнеспособность и динамичность развития.
Целью работы является обоснование значения и роли кинематографических средств в репрезентации мира социальных явлений и в определении механизмов влияния киноискусства на социальные процессы
Указанная цель может быть реализована через последовательное решение следующих задач: рассмотрение кинематографа, как способа отражения реальности; рассмотрение кинематографа в качестве одного из факторов человеческой коммуникации.