Современные социальные процессы, формируют две, на первый взгляд, противоположные тенденции: с одной стороны, стремление людей к самостоятельности и независимости от общества, а с другой стремление общества к усилению своего влияния на формирование человека. Процесс становления личности в изменяющемся обществе характеризуются переплетением данных тенденций и усилением тех компонентов, которые способны их интегрировать.
Одним из таких компонентов выступает социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. «Социальная ориентация, т.е. определение места в социальной структуре, определяется, в основном, через ориентацию профессиональную – определение места в профессиональной структуре общества» .
ЮНЕСКО определяет профессиональную ориентацию как помощь, оказываемую личности в использовании своих личных особенностей, предоставление человеку возможности развивать их так, что бы он был в состоянии выбирать для себя области обучения и трудовой деятельности в ходе изменяющихся условий его жизни и, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой – достичь личных стремлений.