Экзамен по истории - не самый простой экзамен. Участники должны знать даты и понимать суть ключевых событий, знать основные термины и понятия исторической науки, наиболее значимые результаты деятельности исторических личностей, а также разбираться в истории культуры России.
Для успешной сдачи экзамена, прежде всего, поработайте с историческими источниками, иллюстративным материалом и исторической картой. А так же постарайтесь выполнять следующий действия:
Составляйте хронологические таблицы
При подготовке не забывайте о таком ценном наглядном средстве, как лента времени: фиксируйте на ней главные исторические события, разделяя их по векам, а в конце каждого периода делайте краткое обобщение его содержания.
По крупным событиям и процессам можно составлять хронологические, синхронистические таблицы — с их помощью проще заучивать даты. При составлении таблиц группируйте события, которые относятся:
- к одному и тому же веку или промежутку времени — это поможет составить общее представление об изучаемом времени и запомнить новую дату в связи с другими датами главных событий века;
- к одной и той же сфере или процессу общественной жизни — это поможет обобщить и систематизировать исторические знания, запомнить новую дату как составную часть в развитии одной из сторон или этапа общественной жизни.
Сочетайте составление общих таблиц с работой над таблицами по отдельным историческим событиям, векам, периодам общественного развития. Это позволит упорядочить ваши хронологические знания и лучше усвоить обязательный минимум дат. Такие таблицы могут быть дополнены терминами, информацией об исторических личностях, связанных с тем или иным событием, процессом или явлением.
Изучайте биографии исторических личностей по алгоритму
Также рекомендую посмотреть Историко-культурный стандарт, размещенный на сайте Российского исторического общества. В нем представлен список деятелей отечественной истории (правители, полководцы, государственные деятели, представители общественных движений, науки и культуры). Желательно ознакомиться с биографиями этих людей, направлениями и итогами их деятельности, жизненными принципами, взглядами, роли в истории.
Алгоритм изучения исторической личности:
- Фамилия, имя, занимаемое положение (правитель, полководец, государственный деятель);
- Конкретное содержание деятельности (разрабатывал законопроекты, реформы, составил план сражения и т. п.);
- Современники;
- Оценка личности ее современниками и профессиональными историками.
Иногда ошибки допускаются из-за невнимательного прочтения условия задания. Чтобы избежать таких ошибок, необходимо внимательно прочитать задание и вникнуть в требования. Выделите слова, которые имеют ключевое значение: имена правителей, названия органов государственной власти, географических объектов (городов, областей, рек и т. д.), а также термины.
В заключение отмечу, что историю сложно выучить «с лёту». При повторении материала очень полезно делать конспекты, записывать не только даты основных событий, но и их участников, современников, исторические понятия. Создать целостный образ эпохи и запомнить информацию помогут исторические карты, иллюстративные материалы.
Статья подготовлена на основе материалов сайта "МЕЛ"